Наказание: польза или вред. Советы психолога

502

Очень часто физические наказания становятся традицией в тех семьях, где родителей били в детстве их родители, оправдывая правильность такого воспитания аргументом: и меня отец бил – ничего, хорошим человеком вырос.  Попробуйте задать себе следующие вопросы:

Приходилось ли вам раскаиваться после того, как вы наказали своего ребенка?  Случалось ли вам извиняться перед ним за свою жестокость или грубость?  Как вы миритесь после ссоры: кто обычно является инициатором сближения, вы или ребенок?

Необходимо отметить, что физическое наказание является импульсивной реакцией взрослого на проступок ребенка. Времени на обдумывание действий зачастую очень мало – ведь буря эмоций, которые захлестывают, требует незамедлительной разрядки.

Так как же сохранить эмоциональное равновесие в ситуации критического накала?

В одном случае можно использовать метод тайм-аута. Просто выйти на несколько минут в другую комнату, оставив ребенка одного. Пусть даже он плачет. Полезно будет дать выход и своим эмоциям: поплакать, покричать что-нибудь громко, выпить воды, умыть лицо и только потом вернуться в комнату.

В другом случае – когда эмоции берут верх и «руки чешутся», можно побить подушку, сломать, разбить что-нибудь менее ценное. Освободить эмоции также можно записывая их – лучше пусть пострадает тетрадь, а не ваш ребенок. Бумага все стерпит: ругань, ярость, жалобу.

Ну, а в самую тяжелую минуту, когда силы и терпение на исходе, можно воспользоваться релаксационной техникой: сесть прямо на пол, закрыть глаза и представить, что вокруг не стены квартиры, а берег моря, лес – там хорошо и спокойно.

И самое главное – не пугаться, что не всегда получается контролировать свои эмоции. Держать в голове древнюю мудрость: «Лучше один шаг в правильном направлении, чем десять в неверном».

На самом деле, если ребенок не выполняет свои обязанности или делает это плохо, то этому могут быть три вида причин:

1) он не хочет этого делать;

2) не умеет делать это хорошо;

3) не имеет возможности сделать.

Родитель должен определить – какая из этих причин мешает ребенку. Родитель не должен скрывать свои негативные чувства, возникающие вследствие неправильного поведения ребенка: вполне допустимо выражение сожаления, разочарования, досады, гнева. Нормально и даже желательно проявление этих эмоций.

Родитель должен предъявлять четкие, понятные, логичные и разумные требования. Необходимо добиться, чтобы они были осознаны, приняты и соблюдались всегда. Не должно быть дежурных оправданий, позволяющих эти правила регулярно нарушать. А чтобы это стало возможным, правил и принципов надо иметь не много, только самые необходимые.
Если ребенок сделал что-то не так, поговорите с ним по душам: вспомните свое детство и расскажите историю о том, как когда-то совершили такую же ошибку, а потом раскаялись и изменили свое поведение. Ребенку будет проще признать свои ошибки, не боясь при этом наказания.

И еще: одним из важных социальных навыков, которым должен обладать ребенок, является умение искренне извиняться перед сверстниками или перед взрослыми в том случае, если он провинится перед ними. Причем, извиняться, просить прощения, не унижаясь при этом, а выражая сожаление и раскаяние в содеянном. Здесь хорошим уроком будет пример взрослых – родителей или учителей, когда они сами извиняются перед детьми.

Наталья Хаджиева, психолог отделения помощи семье и детям ГБУ СО КК «Щербиновский КЦСОН».