Помним тех, кто ушел, славим тех, кто выжил

697

27 января в Российской Федерации отмечается День воинской славы России – День снятия блокады города Ленинграда. Город-символ, олицетворяющий самую суть советского государства, 872 дня находился в окружении. То, что пережили его жители, вряд ли возможно передать печатным словом. Но можно хотя бы попытаться понять, как это было.

Великая Отечественная война явила миру образцы невероятной стойкости, героизма, любви к Отчизне. Трудно описать те испытания, что выпали на долю нашего народа. На фронте и в тылу. Среди этих славных и трагических страниц нашей истории особняком стоит та, что связана с блокадой Ленинграда.
Голод, холод, смерти близких, родных. Взрослых и детей. Отчаяние и надежда, терпение и борьба за жизнь. Собственную и тех, кто рядом, кто дорог и любим. Ленинградцы угасали, как свечки. Не смерть была мученической, а сама жизнь. Без еды, тепла, света. Под бомбежками, артиллерийскими обстрелами.
125 граммов черного хлеба – норма блокадного пайка – стали зыбкой ниточкой, соединяющей жизнь и смерть, подлость и великодушие, доброту и злобу, смелость и трусость.
Когда пишут о ленинградцах, не переживших блокаду, их называют погибшими. Это очень точное определение. Они умирали от голода, но не сдавались и не сдались. Выжили для того, чтобы сохранить память о тех, кто ушел, для того, чтобы продолжить род, чтобы вернуть то мирное и счастливое время, которое трагически оборвала война. На Кубани таких наших соотечественников почти четыреста человек. У каждого из них – свои воспоминания о блокаде, глубоко личные, много раз пережитые сердцем. Но есть у них и общая память. Она важна для нас сегодняшних: нужно помнить блокаду, помнить погибших, нужно делать все для того, чтобы такое никогда больше не повторилось.

Уважаемые читатели!

В наступившем году нам предстоит отметить 75-летие Великой Победы. Ей будут посвящены публикации «Щербиновского курьера», и мы надеемся на то, что соавторами многих из них станут подписчики нашего издания. Зная, как бережно хранятся в семьях щербиновцев архивные документы и фото о предках, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, работавших в тылу, обращаемся к читателям с просьбой присылать ваши рассказы, свидетельства нашей общей истории в редакцию. Они обязательно найдут свое достойное место на страницах нашего издания, лягут в копилку памяти о подвиге народа в Великой Отечественной войне.

Валентина Семеновна Белоножкина. Родилась в Ленинграде 23 октября 1940 года.
«…Отец ушел защищать город. По рассказам мамы, ни днем ни ночью не утихали бомбежки. Ей и другим женщинам, что еще сохранили какие-то силы, приходилось дежурить на крыше, сбрасывать «фугаски». Меня, совсем маленькую, оставляли одну, спрятав в тумбе швейной машинки, укрыв для тепла всем, чем было можно.
Первое время блокады какую-то еду еще находили. Потом не стало ничего. Хлеб был для нас мечтой. К голоду добавились морозы, холодные ветра. Истощенные и обессиленные люди падали и умирали на улицах, им не помогали бредущие мимо, потому что сами могли упасть и больше не встать. Другие тихо угасали в своих квартирах. Если в семье некому было сходить за блокадным пайком, она была обречена.
Специальные команды ежедневно собирали тела умерших и вывозили их на кладбище. В городе были съедены все собаки, кошки. Не осталось даже крыс. Люди ходили к обувной фабрике, чтобы собрать обрезки кожи. Варили и питались ими. Собирали траву, кору деревьев. Воду добывали, растапливая снег. Обо всем, что происходило тогда, и не расскажешь. Меня спасла от голодной смерти мама. Чего это ей стоило, я и представить не могу. Но ее рассказы, спроецированные на детские воспоминания, всегда в моей душе.
Юным, молодым надо знать эту правду о войне, о блокаде великого города. Да, она трагическая, она страшная. Но в то же время она героическая. Она – о стойкости, о силе человеческого духа, о самопожертвовании. Она – о силе любви…».