Внимание! Это нужно знать и работодателю и наемному работнику

1023

В настоящее время, к сожалению, такой факт как заработная плата в «конвертах» имеет широкое распространение.

Согласно ст. 68 Трудового Кодекса РФ прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.

Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. В данном случае руководителю необходимо выбрать вид заключаемого с наемным лицом трудового договора (срочный, ученический, по совместительству, бессрочный).

Неотъемлемым условием оформления трудовых отношений  является соблюдение критерия величины прожиточного минимума, устанавливаемого Министерством труда и Соцразвития. Выплата заработной платы ниже данного уровня является недопустимой, так как таким образом нарушается ст. 133.1 ТК РФ.

В соответствии с порядком, установленным Трудовым Кодексом РФ «Заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором. Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным или трудовым договором».

Динамичное развитие современной налоговой системы дает возможность усиления налогового контроля в отношении работодателей с наемными работниками. В отношении НДФЛ можно сказать, что данный налог используется как регулятор уровня получаемых доходов,  и циклических процессов в экономике. Рассмотрим наиболее результативные методы для проверки своевременности полноты исчисления и уплаты данного налога.

Администрацией  Краснодарского края  разработан  и  доведен  на

местные уровни  План действий по снижению неформальной занятости. Из числа сотрудников Администрации Муниципальных  образований края,  налоговых Инспекций,  отделов Управлений  ФМС, Центров  занятости населения, территориальных Управлений  Пенсионного фонда созданы рабочие группы по принятию мер, направленных на снижение неформальной занятости.

При прямом или косвенном подтверждении информации в отношении хозяйствующего субъекта и возникновении налоговых рисков занижения налоговой базы по налогам, налоговый орган принимает решение либо о проведении необходимых мероприятий налогового контроля, либо о приглашении хозяйствующего субъекта в налоговый орган на заседание комиссии по легализации налоговой базы (с учетом сбора необходимых доказательств), либо о назначении выездной налоговой проверки, в том числе совместно с органами внутренних дел.

Основанием для включения того или иного налогоплательщика в график рейдовых мероприятий может служить сезонный характер осуществляемой им деятельности, жалобы, поступившие на него  в налоговую инспекцию, подозрения в недобросовестности данного лица как контрагента, а так же рекомендации к проведению проверок, полученные от  администраций муниципальных образований, прокуратуры, трудовой инспекции,  Роспотребнадзора и прочих контролирующих инстанций.

В ходе рейдовых мероприятий выясняются обстоятельства, имеющие значение для полноты проверки, путем осмотра рабочей группой инспекции при участии понятых, территорий и помещений лица, в отношении которого проводится налоговая проверка. В обязательном порядке осуществляется проверка наличия у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей наемных работников с целью привлечения работодателей к уплате в бюджет НДФЛ с зарплаты наемных работников.

Согласно п 1. Ст.92 НК РФ осмотр территорий, помещений лица, в отношении которого проводится проверка,  производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего эту проверку.

В необходимых случаях  при осмотре производится фото и киносъемка, снимаются копии документов и др. действия (п.4  ст.92 НК РФ). О производстве осмотра составляется протокол (п.5 ст.92). В данном документе указываются наименование проверяемого лица, его адрес, ИНН, контактные данные. Необходимым условием является согласие проверяемого лица на проведение данного осмотра. Также подробно описываются факты, установленные при проведении данного осмотра, а именно описание объекта, его площадь, наличие контрольно-кассовой техники, способы расчетов с покупателями, использование наемного труда на объекте.

В протоколе осмотра сотрудником налоговой службы заполняется опись помещений (территорий), подвергшихся осмотру, а так же опись вещей и документов, находящихся в помещениях. Обязательно  указывается разъяснение права присутствия представителя проверяемого лица при всех действиях работников инспекции, производящих осмотр, а также допустимость заявлений по поводу тех или иных действий.

Необходимыми условиями  являются оглашение протокола осмотра работником налогового органа, правильное отражение установленных данным контрольным мероприятием фактов с учетом заявлений и замечаний понятых и представителя проверяемого лица.

В отдельных случаях для выяснения существенных для проверки обстоятельств работодатель  вызывается повесткой в налоговый орган по месту учета либо по месту ведения деятельности данной организации.

При выявлении в ходе рейдовых мероприятий нарушений со стороны работодателя данная организация либо индивидуальный предприниматель  приглашается в налоговый орган по месту учета либо по месту ведения деятельности на ближайшее заседание комиссии по легализации объектов налогообложения. При подготовке к данному мероприятию  работодателю рекомендовано иметь при себе письменные пояснения по основному вопросу, сформулированному в уведомлении о вызове налогоплательщика, копии трудовых договоров с наемными работниками, основных приказов, регламентирующих трудовые взаимоотношения на данном предприятии, а так же ведомости по начислению заработной платы, штатное расписание.

В случае если факты нарушения трудового либо налогового законодательства подтвердились сотрудниками налогового органа  сведения о данном правонарушении направляются в службу по труду и занятости, администрации муниципальных образований, а так же прокуратуру.

Неявка на заседании комиссии по легализации объектов налогообложения, как и любое неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, либо муниципальный контроль, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до четырех тысяч рублей, согласно ст.19.4 КоАП РФ.

Еще одним из методов налогового контроля в сфере трудовых отношений работодателя с наемными работниками стало введение с 01.01.2016 года нового налогового расчета – «Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом» (расчет по форме 6-НДФЛ).

Согласно приказу ФНС России от 14.10.2016 г. налоговые агенты по НДФЛ должны представлять в налоговую инспекцию расчет сумм НДФЛ исчисленных и удержанных налоговым агентом. Из приложения к данной форме видно, что расчет содержит в себе как обобщенные сведения о выплате доходов нарастающим итогом с начала календарного года, сведения о количестве физических лиц, получивших доход, суммах налоговых вычетов (раздел 1), так и конкретные сведения о начислениях, удержаниях  и уплате НДФЛ за прошедший квартал (раздел 2).

В случае если ранее в ходе осмотра зафиксирован факт использования наемного труда в текущем отчетном периоде, включение выявленных в ходе рейдовых мероприятий работников будет проконтролировано сотрудниками инспекции после представления в налоговый орган расчетов по форме 6-НДФЛ за истекший квартал, а так же персонифицированных сведений из раздела 3 расчета по страховым взносам.

Одним из важных нюансов в сдаче отчета 6-НДФЛ является своевременно перечисление данного налога в бюджет. Согласно ст.226 НК РФ не допускается уплата НДФЛ налоговым агентом за счет собственных средств. Данный налог является особенным, поскольку согласно ст.226НК РФ переплата так же как и несвоевременные платежи будет относиться к нарушению ст.123 НК РФ и наказываться штрафом в размере 20% от несвоевременно уплаченной суммы. Согласно п.6 ст.226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода. При выплате доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности и в виде оплаты отпусков налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты.

На основании вышеизложенного налоговые органы Краснодарского края  обращают внимание на необходимость неукоснительного соблюдения всеми налоговыми агентами требований трудового и налогового законодательства в части порядка оформления трудовых отношений с наемными работниками, выбрав для себя наиболее приемлемую форму договора.

Следует помнить, что открыто уплачивать налоги и легально использовать наемный труд – это залог успешной работы работодателя и уверенность в завтрашнем дне наемного работника!