22 июня в календаре памятных дат отечественной истории стоит особняком. Понятно почему. Это день начала войны, которую недаром назвали Великой Отечественной. Такой – всенародной, освободительной, жестокой и разрушительной – она была долгие 1418 дней.
А началась с вероломного нападения фашистской Германии, когда на мирные города, посёлки и деревни стали сыпаться бомбы, а границы пересекли многомиллионные орды захватчиков. Враг ставил пред собой ясную и чёткую, как ему казалось, цель –
в течение нескольких месяцев разгромить основные силы Красной Армии на трёх направлениях –
центральном, южном и северном, дезорганизовать систему государственного управления, нанести нам непоправимый экономический и человеческий ущерб. Но с первого дня войны всё задуманное в штабах пошло не плану фашистов. Причиной этого стали героизм, стойкость солдат и офицеров, первыми встретивших врага – пограничников, стрелков-пехотинцев из частей прикрытия, моряков Черноморского и Балтийского флотов, лётчиков и танкистов. Об эту твёрдость духа стали разбиваться на многих фронтовых участках атаки врага.
Да, внезапный удар противника первоначально привёл к большим потерям техники и живой силы, дезорганизции управления в некоторых передовых частях и соединениях. Всё это было, и это правда войны. как и то, что фашисты тогда же столкнулись с ожесточённым сопротивлением защитников Родины, способностью действовать в тяжелейших условиях, останавливать врага не числом, а умением и отвагой. Эти первые кровопролитные бои на границе, ярким символом которых стала легендарная Брестская крепость, вдохнули уверенность, стали примером для других бойцов, прочертили, пусть и пунктиром на картах, путь к нашим будущим победам в самых больших. решающих сражениях Великой Отечественной.
Вот почему памятная дата, которую мы чтим, называется Днём памяти. Мы должны помнить героев, без раздумий отдавших свои жизни во имя защиты Родины.
Но этот день – и время скорби, потому что войну враг начал с уничтожения наших городов и сёл, с убийства мирных жителей, сея смерть и разрушения. Дань скорбной памяти мы отдаём всем им – безымянным и известным героям, безвинным жертвам, чьи судьбы трагически сломала война. Помним, чтобы не повторилось. Скорбим, чтобы эта общая память и дальше скрепляла связи поколений, единого народа нашей большой страны.
Четверых сыновей провожала на фронт
Рано овдовела Екатерина Константиновна Серая. Муж умер, оставив ей на попечение пятерых сыновей. Старший, Павел Васильевич, рано начал помогать матери. В 1937 году окончил курсы трактористов при Ей-Укрепленской МТС, после чего работал в бригаде П.М. Суровцева на возделывании хлопка. Многому научился молодой тракторист у своего опытного наставника. Через некоторое время комсомолец был направлен на строительство Тщикского водохранилища. Оттуда и ушёл он служить в армию.
Великая Отечественная вой-
на застала Павла под городом Горьким, в летних лагерях. Вслед за ним мать проводила на фронт Ивана, Николая и Петра. Сама осталась с меньшим сыном.
Быстро мужали в боях крестьянские парни. Боевое крещение получил Павел на смоленском направлении. Участвовал в битве за Москву, сражался на Курско-Орловской дуге. Награждён медалью «За отвагу». Но особенно ему памятен орден Богдана Хмельницкого третьей степени. Дело происходило на границе Украины с Польшей. Отделение Серого получило приказ проникнуть в расположение противника и добыть «языка».
Осенняя ночь выдалась тёмной, беззвёздной, моросил нудный дождик. Разведчики незаметно преодолели нейтральную полосу, минное поле и проволочное заграждение. План операции разрабатывался заранее. По данным, в землянке, к которой вышло отделение Серого, помещался немецкий штаб. Двое часовых были на охране. Чувствуя себя в безопасности, они музицировали на губных гармошках. Александр Соргин и Пётр Ксенофонтов получили приказ и растворились в ночи. Как медленно, мучительно тянутся минуты ожидания, сердца разведчиков отсчитывали минуты, кажущиеся вечностью. Но вот, запыхавшись, подползли Александр и Пётр. Всё в порядке, часовые сняты, можно начинать. Четверо бойцов во главе с Павлом ворвались в блиндаж. Заколебалось пламя керосиновой лампы, заметались по стенам фантастические тени. Четверо пьяных фашистов беззаботно похрапывают.
Спокойно, без шума действуют разведчики. Скручены руки у немецкого офицера, очищены карманы и планшеты от документов. Задание выполнено, теперь – обратно. Не успели доползти разведчики до своих окопов, как немцы открыли шквальный пулемётный и миномётный и огонь. Трое наших ранено, но спасительное укрытие уже рядом.
Важные показания дал захваченный разведчиками немецкий офицер. Не менее интересными были для нашего командования и доставленные документы. Вот за эту-то операцию и вручили сержанту Серому орден Богдана Хмельницкого.
До самого Берлина дошёл Павел Васильевич, был участником знаменитой встречи на Эльбе с войсками союзников. Живым и невредимым вернулся в село Шабельское в 1946 году. Николай и Иван были уже дома, последним с фронта вернулся Пётр. Дождалась Екатерина Константиновна своих сыновей, но Николай пробыл дома недолго, он вновь вернулся в свою часть. Теперь он – кадровый офицер.
Павел Васильевич окончил курсы ветеринарных работников и 25 лет трудился в колхозе «Приморский». В этом же селе живут остальные братья бывшего фронтовика, разведчика Павла Васильевича Серого.
П. Тищенко, общественный корреспондент, 1973 год








