Обсуждаем с психологом самые актуальные темы в воспитании детей
Что же делать, когда ваш ребёнок отказывается идти в детский сад и как мамам и папам научиться говорить малышу «нет»? Большее недоумение у современных родителей вызывает вопрос, как реагировать на плач, ложь своего чада? Это и многое другое мы обсудили со специалистом Верой Вивчарь.
– Вера Николаевна, часто в семьях двое и более детей, и нередко возникает проблема ревности между братьями и сёстрами, как быть в таких случаях?
– Как показывает практика, с ревностью сталкиваются чаще родители, которые воспитывают одного ребёнка, и когда вдруг в семье появляется второй, третий малыш такая проблема возникает во взаимоотношениях. Кроха может ревновать папу, когда тот обнимает маму, или не отпускает от себя одного из родителей. Всё зависит и от возраста.
Важно сохранять надёжный эмоциональный контакт со старшим ребёнком. Можно много раз рассказывать и пояснять ему, как изменится жизнь с появлением младшего в семье, но он так и не будет готов к тому, что последует за рождением нового малыша. Избежать шока не удастся, важно продолжать формировать позитивный образ старшего: повторять, что он останется любимым первым ребёнком, рассказывать, где он теперь будет спать, и как вы будете проводить время все вместе.
Чтобы старший не чувствовал себя одиноким, необходимо каждому из родителей уделять ему время и попытаться сохранить уже сложившиеся ритуалы после рождения малыша. Лучше сделать их не очень объёмными, но постоянными. Например, каждый день проводить вдвоём несколько минут, валяясь на кровати, или несколько раз в неделю играть в любимую игру.
Ещё важно находить время для каждого чада, иначе у старшего может появиться ощущение, что он не существует вне своих братьев и сестёр. Это вроде бы не страшно, но чем старше ребёнок, тем острее он это чувствует. Иногда очень горько, когда подросток говорит, что он ничего не делал с мамой вдвоем с тех пор, как родился младший.
Дети разные: один любит книги, а другой – спорт и находить время для каждого довольно логично, чтобы ребёнок понимал, что о нём заботятся.
– Скажите, нужно ли заниматься с малышом, если он не хочет?
– Если он настроен на свободную игру, не стоит навязывать ему занятия.
Отказывается от обучения? Значит ему это не интересно.С мнением ребёнка нужно согласиться, так как волевые процессы у дошкольника развиты слабо, и он с радостью делает то, что получается и доставляет удовольствие. В дошкольном возрасте «не хочу, не интересно» ‑ равносильно «не могу». Чтобы было интересно, надо побуждать к активной деятельности, разжигать интерес. Например, создавать условия, стимулировать, когда родители сами увлечённо начинают играть в разные забавы ребёнка. В этом случае важно своего малыша чувствовать и понимать, в какой момент надо передать инициативу, а когда помогать, чтобы она не угасла. Увидите, как только вам удастся заинтересовать ребёнка, он сам захочет изучить любой предложенный материал.
– Как привить ребёнку любовь к книгам?
– Самый простой ответ на вопрос – начинать читать с рождения. Конечно, младенец ещё не осознаёт смысл маминых слов, но его привлекает голос любимого человека, интонации. В возрасте 8-18 месяцев у детей формируется пассивный словарь, то есть он накапливает запас слов. Этому активно помогает и чтение. Двухлетний малыш уже понимает некоторые слова и следит за сюжетом. А в трёхлетнем возрасте он не просто слушатель, а настоящий собеседник. Он внимательно слушает сказку, просит перечитывать самые интересные моменты, задаёт вопросы, комментирует поступки героев. Такое поведение говорит о том, что возникает интерес. Читать можно не только дома, на диване или в кресле. Книжку можно взять с собой на утреннюю или вечернюю прогулку, на пляж, на дачу, в длительную поездку, даже в поликлинику. А когда ребёнок научится читать самостоятельно, можно исследовать вывески, названия магазинов и так далее.
Но если родители предпочитают в свободное время полежать на диване не с книжкой, а со смартфоном, то с большой вероятностью и ребёнок тоже не будет испытывать интереса к чтению.
– А как реагировать на детский плач?
– Часто приходится слышать от родителей такие фразы: «Что ты нюни распустил, как девчонка?», «Фу, как некрасиво плакать», «Если ты сейчас же не замолчишь, останешься без …!», «Спрячь быстро слёзы».
Обесценивание чувств, демонстрация того, что некоторые из них – недопустимы, запрет на слёзы, высмеивание, унижения, злость. Всё это –вместо поддержки, принятия, утешения.
Однако детский плач бывает разный: честный (искренний, настоящий) и манипулятивный. Основные правила реагирования на последний: спокойствие, твёрдость, формат и позитивные инструкции. Прежде всего, взрослому следует определить причину. Чтобы нормально реагировать на слёзы, родитель должен быть сам спокоен.
Игнорирование детского плача способствует развитию агрессии и импульсивности. Забота и внимание родителей способствуют стимулированию развития мозга, а в будущем и эмоциональному благополучию ребёнка.
Общие успокаивающие фразы:
– Я с тобой,я тебя слышу …
– Я понимаю, как ты… (расстроен/-а, обижен/-а, злишься и так далее)
– Да, это очень тяжело…
– Я буду рядом, пока тебе грустно…
– Я никуда не уйду…
– Ты в безопасности…
– Как научиться отказывать ребёнку?
– Прежде всего нужно аргументировать отказ, как бы это ни было сложно, воспринимать ребёнка наравне с собой. Ведь родителям кажется, что достаточно просто твёрдого родительского «нет». Просто представьте ситуацию, когда вам отказывают в желаемом без всяческих объяснений. Правда неприятно? Ваш ребёнок наверняка испытывает подобные чувства. Малышу нужно знать точную причину даже в самой кажущейся взрослым немыслимой и глупой просьбе. Иначе ваш отказ может навредить ему. Детям нужна мотивация. Если её нет, ваше «нельзя» не подействует. Фраза «нельзя трогать утюг» будет уместной, если вы объясните, что можно сильно обжечься. А «нельзя есть столько сладкого» имеет смысл, если вы расскажете, что бывает от избытка сладостей. Покажите картинки про кариес и другие заболевания зубов, поставьте соответствующие поучительные мультфильмы.
– Что делать, если ребёнок врёт?
– Дети – это маленькие взрослые. Для начала стоит признать очевидный факт: все люди, хоть однажды врут. Не бывает на свете таких индивидуумов, которые бы ни при каких обстоятельствах никогда не лукавили, не обманывали, и не умалчивали правду. И дети не исключение – рано или поздно они начинают врать. Прежде чем негодовать и буйствовать, родителям следует задуматься: почему ребёнок врёт? Что мешает ему быть правдивым? Страх наказания, стыд, отчуждение сверстников, тайные желания или что-то ещё– у детского вранья всегда есть конкретные причины. Понимая их, и, влияя на них, вы можете тем самым избавить своего малыша от потребности лгать – не всегда, и не во всём, но по большей части… Важно помнить, что бы ни случилось, вы должны всегда быть на стороне ребёнка, а не в контрах с ним. Если сын или дочь видит в вас защиту, комфорт, душевное тепло, опеку и заботу, то у него просто не будет повода для лжи.
Выстраивайте доверительные отношения. Продемонстрируйте малышу, что доверяете ему, и он может всегда доверять вам в ответ и говорить правду. Всегда держите своё слово и приносите извинения, если иногда у вас не получается выполнить то, что обещали. Он в большей степени учится на вашем примере, чем на ваших наставлениях.
– Если малыш не хочет ходить в детский сад, а нужно. Как договариваться?
– Истерики, слёзы, бросания на пол… Так бывает, если ребёнок наотрез отказывается ходить в детский сад. У родителей два выхода: заставить силой или оставить дома. Но есть и третий вариант – понять причину и помочь ребёнку с желанием посещать детский сад.
В зависимости от причин отказа ходить в детский сад, нужно попробовать найти выходы из ситуации.
В первую очередь необходимо поговорить с воспитателем, попросите его понаблюдать за вашей крохой, выяснить причину для спокойного пребывания в саду. Можно последовать психологическим приемам:
– Дать «кусочек мамы». Это какой-либо предмет от мамы, чтобы ребёнку было не так тоскливо: например, платочек, пахнущий её духами, или другая безопасная для малышей вещь.
– Ввести ритуалы встречи и прощания. Это может быть общий жест или волшебная фраза, особое рукопожатие или объятие. Главное – договориться с малышом, что отныне вы будете так встречаться и прощаться. Такие вещи помогают детям переключаться.
– Оставить игрушку на ночь в саду. А утром сказать: в садике нас ждёт зайчик, ему, наверное, грустно без нас, пойдём его заберём.
Если ребёнок не хочет ходить в садик, чтоб не расставаться с вами, постарайтесь проводить с малышом как можно больше времени. Объясняйте ему, что пока он в садике, вы зарабатываете деньги, чтобы купить ему новые игрушки. Хотя бы один выходной посвящайте своей крохе, а в будние дни не опаздывайте за ним в садик.
– Расскажите, как воспитать в ребёнке лидерские качества?
– Они во многом зависят от наследственности, врождённых особенностей, но условия жизни и воспитания тоже играют важную роль в формировании личности малыша. Важно прислушиваться к мнению и ощущениям ребёнка даже в мелочах. Родители нередко давят опытом, авторитетом. Можно исправить эту ошибку – расспрашивайте детей о планах на будущее, советуйтесь перед принятием решения.
Нельзя блокировать инициативу, исходящую от ребёнка, даже если взрослый считает затею глупой. Малышу следует учиться на собственных ошибках.
Важно заботиться об интеллектуальном и физическом развитии. Пусть ваш непоседа найдёт подходящее хобби, проводит время в кругу единомышленников. Очень важно формировать здоровое отношение к поражениям. Проигрыш – это нормальное явление, самооценка ребёнка не должна страдать от неудачи. Интересно вовлекать детей в занятия с элементом соревнования: даже повседневные дела можно выполнять наперегонки. Эффективно обсуждать с ребёнком вопросы и проблемы, проводить дискуссии, учить выражать точку зрения.
Общаться малышу нужно не только с ровесниками: пусть в круг общения входят и взрослые, это расширит кругозор, научит понимать людей.
– Вера Николаевна, спасибо вам за такие нужные и важные советы для наших читателей.
Валерия ЗАДАВИСВИЧКА