Под парусами «Крузенштерна»

321

Бескрайние воды, фантастические рассветы и закаты,
крики чаек, шум волн, бьющих о борт, и свежий береговой бриз…
Представили?
Согласитесь, звучит впечатляюще!
А нашим героям и представлять не нужно

Четырёхмачтовый парусник «Крузенштерн» – настоящая общепризнанная легенда. В 2026-м году барку исполнится 100 лет. Корабль живёт и здравствует, постоянно участвуя в различных регатах и кругосветных экспедициях. Сейчас «Крузенштерн» – это учебное парусное судно, где проходят практику курсанты со всех уголков России, и наши щербиновцы не стали исключением.

Иван Метревели и Анна Надточий – студенты Ейского морского рыбопромышленного техникума. Учась в школе, ребята даже не подозревали, что когда-то свяжут свою жизнь с морем. Иван всегда мечтал стать спасателем из-за своей большой любви к животным, которым с детства приходил на помощь. Так уж сложилось, что обстоятельства вынудили ребят ступить на тропу отважной профессии и столкнуться с одной из необузданных стихий – водой.
Аня уехала на учёбу в Ейск после 9 класса, а Ваня решился после 10-го.
Быть студентом морского техникума – задачка не из простых. Отличная учёба, «золотая» дисциплина и хорошая физическая подготовка – главные требования к учащимся. Именно они стали основополагающими при отборе курсантов на легендарный барк «Крузенштерн».
– Отбирали только лучших, без троек и задолженностей. Настоящих передовиков, – делится с нами мама Ивана Елена Николаевна. – Помимо этого был «жёсткий» медосмотр. Светили «от макушки, до пяток», так сказать, – смеётся женщина. Были тесты на клаустрофобию (прим. боязнь замкнутого пространства), способность адаптироваться в социуме, так как с одними и теми же людьми приходится находиться на протяжении долгого времени.
После отбора из двух групп на парусник попали 27 человек, в числе которых – наши Анна и Иван. Этого события ждали 10 лет – именно столько судно находилось на реконструкции. Для ребят были организованы официальные проводы. На торжественном мероприятии юноши и девушки принесли клятву верности, получили благословение священника, напутствие от педагогов и родителей.
– После этого отправили детей на поезде в Москву, оттуда самолётом до Калининграда. Нам, родителям, оставалось только пить успокоительные и молиться, чтоб всё было хорошо. Привыкли, что они с нами здесь, дома, а тут в первый раз вырвались из гнёздышка так далеко, – вспоминает Елена Николаевна.
После прибытия 25 июня в Калининград у ребят началась насыщенная жизнь – экскурсии в музеи кошек и Мирового океана. Последний оставил неизгладимое впечатление у курсантов своим разнообразием кораблей. Также посетили Свято-Михайловский собор в готическом стиле в Черняховске, да и просто гуляли по Калининграду.
Особенным стал 19-й День рождения Вани, так как прошёл он на борту парусника. Елена Николаевна позаботилось о главном угощении – торте, да не одном! Преподаватель выполнил указ мамы. Юнги с песнями под гитару поздравили товарища. Не обошлось без потех – макнули лицом в торт именинника.
– Мне как сын фотографию прислал, среди толпы юношей и девушек пыталась его разглядеть. Смотрю, «моська» его где-то там выглядывает, и вроде как ноги торчат. Созвонились, оказалось, что на руках качали его в честь праздника. Признался, что это был самый лучший день рождения, – делится с нами женщина.
Перед тем, как выйти в рейс, был проведён шахматный тур-нир – обязательный морской ритуал. 17 июля барк «Крузенштерн» ушёл в плавание и всё это время находится в Балтийском море. Он уже успел проплыть у границ Финляндии, Польши, Эстонии, зашёл в порт Санкт-Петербурга за провизией и держит курс на Калининград.
Судовой день у практикантов на борту парусника расписан от и до. С 7.00 до 23.00 они учатся, несут вахты, выполняют большой круг работ по судну, участвуют в авралах и всевозможных мероприятиях, организованных руководителями практики.
На корабле ребята получают колоссальный багаж знаний для будущей профессии. Здесь им дают не только теорию, но и практику. Вязание узлов, постановки парусов, мытьё и покраска судна – это всё входит в обязанности мальчишек и девчонок.
На мачту пускают только совершеннолетних практикантов. Студенты помладше, конечно, расстраиваются. Но это в первую очередь – безопасность и ответственность. Всё ведь выполняется без страховок. А высота мачт, между прочим, составляет 56 метров.
– Хочу сказать, что очень восхищаюсь девушками, отважившимися на такую авантюру, – рассказывает нам Елена Николаевна. – Лично мне страшно в лодку сесть, а тут целый корабль, да ещё и посреди моря… Это что-то с чем-то! Мне как-то удалось лично пообщаться с Анютой Надточий, она очень бесстрашная девчонка. Представляете, даже на мачту уже поднималась! Вот это мужество, вот это отвага! Ладно парни, у них это в крови, но девочка…
Вахта у юнг – самая разная. Первая – в рубке. Студенты управляют судном, естественно, под наблюдением экипажа. – Был момент, одна мама пишет: «Ура, мой сын вышел на связь! Стоит на вахте у штурвала». Мы смотрим по радару, а у них скорость упала буквально до 3,8 узлов. До этого они шли 7,9. Я в шутку попросила передать, чтоб парнишка «дал газку», а то мы здесь устали ждать. Она ответила: «Не поверите, так и написала». Смотрим, скорость начала расти до 7,5 узлов, – делится мама Ивана Метревели.
Вторая вахта проходит в столовой или на камбузе (прим. кухне). Там курсанты накрывают на столы, убирают, моют посуду, а также подготавливают продукты. Готовят кушать им два ко-
ка – студент и повар со стажем. Со слов ребят, кормят отлично. В рационе мальчишек и девчонок стабильно есть колбаса, сыр, картофель, а также фрукты и овощи для поддержания баланса витаминов.
Вахта в кубрике представляет собой поддержание порядка в комнате, в которой студенты отдыхают. Кровати должны быть идеально заправлены, а вещи выглажены и аккуратно сложены.
У моряков существую свои традиции. Елена Николаевна рассказала нам, о чём сама недавно узнала. Оказывается, запрещено желать хорошей дороги. Правильнее будет сказать «Семь футов под килем», «Попутного ветра» или «Спокойной воды». Иначе нельзя, могут обидеться.
После этого рейса ребята получат «корочку» матроса. На будущий год они уйдут в плавание на 4 месяца практики. Куда? Никто не узнает до последнего.
Безусловно, чувство коллективизма у курсантов растёт в таком месте. Всё-таки это не дома сидеть, а находиться в обществе, отвечать друг за друга, быть одним целым механизмом.
Практика на судне с богатой историей нравится студентам. Связи на борту практически нет. Как только появляется, посылают весточку родным. Куратор смеётся и говорит родителям подопечных: «Представьте, что ваши дети в лагере, просто он на воде». Сейчас на барке находится 140 молодых, амбициозных, полных сил и энергии, а главное, безумно любящих своё дело курсантов.
«Крузенштерн» уходит в плавание совместно со своим «собратом» – парусником «Седов». Этот раз не стал исключением. Встретившись 26 июля в водах Балтийского моря, судна взаимно поприветствовали друг друга громкими звуковыми сигналами. Елена Николаевна поделилась с нами этим изумительным моментом, показав видеофрагмент. По телу пробежали мурашки от того, как происходит рандеву двух легенд. Какие эмоции и ощущения это вызвало у ребят, наблюдающих за всем процессом своими глазами, думаю, несложно догадаться.
До завершения практики остаётся чуть больше недели. За это время курсанты успели прикоснуться к романтике моря, а также познать все тонкости будущей профессии и лицом к лицу столкнуться со сложностями.
Ребятам хочется пожелать удачи на жизненном пути, найти дорогу, которая будет приносить много радости, достичь успеха и, конечно, стабильных семи футов под килем!

Валерия Задависвичка.