Сегодня мы, как вы уже догадались, путешествуем по хутору Красному Дару. И, как в любом другом населённом пункте, попробуем отыскать перспективы для развития крохотной точки на карте Щербиновского района.
В роли гида выступил руководитель ТОС Юрий Белозёров.
– Густонаселённый хутор…Одни пенсионеры и остались, – улыбается наш проводник в этой поездке.
А что у вас?
По дороге, Юрий Алексеевич поделился, что электричество подаётся бесперебойно. Особенно улучшилось всё после частичного ремонта сетей, появилось нужное напряжение.
– Газа нет и никогда не было. Уголь, дрова – у всех для тепла, только у фермера Величко, электрическое отопление налажено. В деньгах не сильно, а по физическому труду ощущается, – рассказывает Юрий Алексеевич.
– Вода у нас – отличная! Труба со Староминской проходит в верхней части хутора, с этим повезло, хорошая ленинградская течёт.
– К сожалению, со временем осталось мало народу в хуторе. А когда-то 70 сельских детей ездили на автобусе в школу в Екатериновку, – с грустью вспоминает ТОСовец.
Работает в хуторе, единственный объект, оставшийся от былой инфраструктуры. Фельдшерско-акушерский пункт лишь один раз в неделю принимает пациентов.
– А почему там закрыто, сегодня ведь среда?
– На четверть ставки работает медик. Ещё не прибыла, ждём. Ориентируемся по машине, она стоит возле здания, тогда и бежим туда, если надо, – уточнил Юрий Алексеевич.
Отделение почты закрыто. Работник из Екатериновки раз в неделю проезжает по домам, раздаёт прессу, корреспонденцию, выдаёт пенсии.
Магазинов нет вообще, от слова совсем. Есть, правда, детская площадка и небольшой стадион, с надеждой ждущие ребят. Рядом ветшает колхозное строение.
– А чем вы сами занимаетесь?
– Поехали для начала ко мне, покажу, – предложил наш собеседник.
И швец, и жнец
Юрий Алексеевич Белозёров в хуторе – и глава личного подсобного хозяйства, и председатель ТОСа, и депутат местного совета и не гласно – мэр.
У нашего героя большой дом, один из самых приглядных в хуторе. Он, демобилизовавшись со службы, с атомной подводной лодки, переехал с Камчатки в Красный Дар 30 лет назад. Быстро освоился с сельскими заботами, развёл хозяйство. Маленький кубанский уголок за эти годы полюбился и стал дорог.
– Раньше держал большое хозяйство: семь дойных коров, бычки были на откорм, свинопоголовье, – рассказывает наш герой. – Сейчас уже не такой шустрый, как по молодости, – снова шутит Белозёров. – Занимался этим в 90-е, надо было поднимать детей, у меня три дочери и сын. Сегодня они уже состоялись в жизни, – вспоминает Юрий Алексеевич.
– Тут было три тонны угля, это только на ползимы, – показывает Юрий Алексеевич на оставшуюся небольшую кучку во дворе. Каждую нужно просеять, перенести вручную в дом.
Затем провёл хуторянин нас в помещение, там продемонстрировал твёрдотопливный котёл, куда загружаются за раз 180 килограммов дров и угля на три дня, затем по новой.
– Как гласит народная мудрость – готовь сани летом. Начинаю это делать с марта и уже к сентябрю, постепенно образуются запасы к зиме. Многое зависит от качества угля. Это недешёвое удовольствие, – рассказывает Юрий Алексеевич. – Если интересно, в сезон требуется 15 кубов дров (их покупаю по три тысячи за куб) и 6-7 тонн угля по 8 тысяч рублей. Теперь всё помножим, сложим – выходит на приличную сумму.
Каждый день Юрий Белозёров начинает с обхода своего подворья. Он успешно выращивает малину, клубнику, овощи уже несколько лет, причём хватает даже на продажу.
– Сегодня у меня восемь грядок по 60 метров малины, пять по шестьдесят – клубники. Уже стоят шпалеры для огурцов, помидоров. Всё под капельным поливом. Реализовываю по месту, в селе Екатериновка.
– Несмотря на проблемы, с которыми приходится сталкиваться как растениеводу, любимое дело бросать не собираюсь. Напротив, готов идти вперёд, преодолевать трудности, – говорит Белозёров.
Чтобы вырастить как можно больше вкусной ягоды, Юрий Алексеевич постоянно что-то изобретает, перепланирует свой участок.
– Вот здесь когда-то были деревья, а тут цветы росли, – показывает хозяин. – Я изменил севооборот, чтобы высадить новые кусты. В любом случае, планирую собрать хороший урожай для реализации. Клиенты ждут и занимают очередь.
Вот такое увлечение, которое приносит не только радость, но и прибыль. Человек трудится, знает толк в выращивании и зарабатывает на деле. А дополнительный доход в семейный бюджет ещё никому не помешал.
– Что обо мне, да обо мне? Поехали, посмотрите наш хутор, – предложил герой.
Фермер – не профессия…
…а состояние души, считает глава КФХ Виктор Величко. Его в хуторе знает каждый. Он помогает решать все насущные вопросы. Он не только переживает за Красный Дар, но является районным депутатом. Всячески пытается поднимать злободневные вопросы на сессиях.
Ему 67 лет и всю свою жизнь он работает на земле. Ещё мальчишкой своими руками собрал самодельный трактор, тогда уже ему нравилось заниматься сельским хозяйством.
– Приветствуем, Виктор Григорьевич, – прошли во двор к фермеру.
– Здравствуйте. Проходите. Как видите, скучать некогда, – встретил нас фермер. – Хочется, чтобы обращали на нас внимание. Я, конечно же, имею в виду хутор, жителей, – добавил с грустью Величко.
– Чем живёте? – спросили фермера.
– С 1992 года, вот уже 30 лет, занимаюсь сельским хозяйством. Одним из первых начинал фермерство в районе. Это растениеводство на площади 300 гектаров. Выращиваю пшеницу, семечку. Сеем, обрабатываем, собираем, – делится Виктор Григорьевич.
У Величко всякая разная техника есть для этого. Два комбайна, четыре трактора, сельскохозяйственные прицепные оборудования и в придачу физическая нагрузка. Трудятся у фермера двое наёмных из числа местных, а сын Владимир – правая рука отца.
– Он у меня мастер на все руки, никем не заменить, – с гордостью говорит отец про своё чадо.
– Вчера 200 тонн пшеницы продали. Подготовили технику. Тёплых цехов нет, так что все железные помощники хранятся тут, на открытом воздухе, под навесом. Ремонт делаем только при хорошей погоде, – отмечает аграрий.
– Витя, ты не забывай, тебе пора ехать! – Выглянула из дома женщина.
Это оказалась Любовь Михайловна – супруга, она же по совместительству бухгалтер мужа. Величко вместе уже более 40 лет.
– Извините, мне и правда пора уже. В банк спешу, дизтопливо надо оплатить. Затем заехать в управление сельского хозяйства вопросы решить.
– Самое главное – получать удовольствие от своей работы, – подытожил фермер.
Попрощавшись, мы отправились дальше, а Величко по своим делам.
Последние из молодых
Есть и две молодые семьи, которые живут в хуторе. К одним из них мы также заглянули.
– Люда, Витя! – покричал хозяев Юрий Алексеевич.
– Драсти, Алексеевич, – отозвалась молодая девушка со двора. – А Вити нет, уехал, людей повёз в район, – стала объясняться хуторянка.
– Да тут из редакции приехали, хотят узнать, как нам живётся? – представил нас проводник.
– Познакомились с Витей на свадьбе у друзей. Потом меня забрал в хутор, у нас родилась дочь Алёна, – рассказывает Люда Кузьменко. – Красиво здесь! Так и остались.
Сегодня молодые разводят хозяйство. Людмила повторяет одно и тоже, что совсем не скучно ей в таком тихом местечке. Сейчас хлопот и забот хватает с ребёнком, да и по двору не присесть. Ей приходится практически всё делать, молодой отец, гражданский муж, старается заработать, таксует в щербиновке.
– День, ночь – только успевай, – говорит Людмила. – Скоро Витя устроится к Величко, попроще будет, – рассказывает Кузьменко.
– Ой, надо уже мне идти, дочка может проснуться, – сказала вдруг наша героиня, попрощалась и ушла.
Такая громкая Таня
Прогуливаясь по спокойным улицам хутора услышали громкий голос одной из жительниц.
Погодка в день нашего визита выдалась на удивление хорошая. Солнце, лёгкий ветерок. Теплу радовались и местные жители. У одного из дворов организовали уличные посиделки. Встретили женскую компанию из пенсионерок.
– Ох и звонкая! – подумали про себя.
– Это наша Таня – местная, – уточнил Белозёров.
Ну как тут не познакомиться с таким лучезарным человеком?! К нашему приходу на лавке уже собрался целый отряд бабушек, которые сходятся обсудить последние новости.
– Сейчас побалакаем, – заявила женщина, смотря в нашу сторону.
– Добрый вам день, хуторяне, – поприветствовали бабушек.
– Мы – местные аборигены, идите с нами кохве попейте! – приглашали женщины.
Гостеприимства им не занимать. Даже незнакомые люди здесь – почётные гости. Ими стали и мы.
– Тоды, раз не хочите кохве, сидайте з нами, – предложила одна из бабушек.
Говорили долго, непринуждённо и обо всём.
Татьяне Загребельной 58 лет. Она бойко ведёт домашнее хозяйство: сажает огород, держит кур.
– Дети всё хотят увезти меня в город, – рассказывает Татьяна Николаевна, – Да я сопротивляюсь. Не привыкла сидеть без дела. Что я там, в квартире делать буду?
Наша знакомая много лет проработала в полеводческой бригаде, свинаркой и телятницей на фермах в колхозе имени Шевченко. В хуторе проживает с 1965 года – с самого рождения.
– В прежние годы, – говорит женщина, – народу здесь больше было. Иногда воспоминания вызывают ностальгию. На хуторе работали ферма, детский сад, больница, школа, пионерский лагерь, сельский клуб. А сколько молодёжи было! Она и сейчас здесь! Только все мои ровесники, – шутит героиня.
– У нас интернет, мобильная связь – на высшем уровне! Позвонить можно из разных уголков хутора, и забираться на сеновал не надо. Мы всегда выписываем газеты, поэтому с нетерпением ждём почтальона. Семёновна всегда принесёт, не забывает нас, – рассказывают бабушки.
А ещё почтальон здесь и вместо мобильного банка. Хуторяне оплачивают через неё квитанции за коммунальные услуги. Стоит ей на велосипеде подъехать к одному дому, как тут же бабушки-соседки подходят.
– А вообще, мы все со своими проблемами идём к Алексеевичу. Он у нас знает всё и никогда не оставит. Свет потух, за увсим бежим за Юрой. Что не так? За нас увси забыли, как за паньковы штаны, – разгорячилась Нина, ещё одна местная бабушка.
– Тихо, Нинусь, народ сбирается, – останавливает её Татьяна Николаевна.
– Я ж кричу, вот народ и сбигается, – заулыбалась женщина, но продолжила, – автобусы не ходят. Мусор, правда 10-го и 24-го вывозят… Нам кажется, что все ждут, пока тут никого не останется, тогда можно загнать бульдозер и загарнуть нас увсих, – с грустью добавила самая бойкая.
Татьяна Николаевна рассказала, что общественный транспорт не ходит, нужно звонить и просить, и то не факт, что он приедет из-за одного-двух человек. Местным, если сильно надо, бегут к соседу Виктору. Он у пенсионерок на вес золота.
По этой же причине дети Загребельной, живущие в Ейске, редко приезжают в гости, а на такси выходит недёшево.
Наша знакомая Татьяна добавила: «Просто у нас накипело, вы не обижайтесь, что вам всё высказали, но это на самом деле так».
Да что там, здесь всё и без слов видно, стоит лишь проехать по просторам хутора…
Только «И» осталась
Это про некогда единственный магазин в хуторе. Первоначально он просто так и назывался. Открывала его семейная пара из Ростовской области. Но, как рассказывают люди, проработал он недолго.
– Какие-то две жительницы пожаловались главе, что мол, дорого. – Вспоминают люди. – А то, что предприниматели трудились себе в убыток, маленькая проходимость была, их не волновало, – огорчены остальные местные жители.
Уточняет и ТОСовец, что люди понесли затраты на ремонт и коммуникации, а в итоге оказались в долгах.
Хуторяне всегда могли сбегать за чаем, сахаром, булкой хлеба… А сейчас и того не осталось. Вернее, лишь «И».
Базар на колесах
– Шо ты ждёшь? – вдруг обратилась женщина, которая подбежала позже к своей подруге.
– «Белку» жду, – заявила она в ответ.
Оказалось это пятачок, на котором местные собираются и ждут, проезжающих мимо предпринимателей на белой газели с фруктами и овощами.
Как по велению, через несколько минут подкатил базар на колёсах.
– Миша, дай мне свёколку, а ещё одну капустину, а бананив у тебя немае? – наперебой стали спрашивать хуторянки.
– А что делать? Людей жалко, им как-то надо покупать овощи и фрукты. Рынка, как в Екатериновке у них нет. Так и договорились, проезжая мимо в среду и пятницу с женой, заезжать и хуторянам, – объяснил тот самый предприниматель Михаил.
Здесь свои мир и уклад. И своё счастье – тихое, тёплое, лёгкое…
Всё равно мечтается
Хочется верить, что Красный Дар превратится в хутор-парк, его улицы украсят современные объекты туристической инфраструктуры, появятся рабочие места, сюда потянутся люди. Понимаем, для осуществления таких проектов нужны частные инвестиции. Но всё же мечтается…