Первый в списке золотом

312

В этом году отмечалось 115 лет со дня рождения первого Героя Советского Союза.

Земляки свято чтят память о кавалере Золотой Звезды №1. В Белоглинском, Старощербиновском и Ейском краеведческих музеях развернуты экспозиции, посвященные прославленному летчику, мемориальные доски установлены на домах, где жила семья, на здании Ейской средней школы № 2, где учился Анатолий Васильевич.

Наш район, станица Старощербиновская непосредственным образом связаны с одним из Героев,- первым в плеяде удостоенных этого высокого звания. Старощербиновская средняя школа №1 (СОШ №1) по праву носит имя Героя Советского Союза А.В. Ляпидевского, потому что он был учеником этого учебного заведения и именно отсюда получил путевку в большую жизнь – направление в Ленинградскую школу летчиков, и потому, что во все времена «первая» школа стремится достойно продолжать лучшие традиции отечественного образования. На днях исполнилось 115 лет со дня рождения Анатолия Васильевича.

Наш знаменитый земляк родился 23 марта 1908 года в станице Белая Глина Краснодарского края. Детские и юношеские года прошли в Старощербиновской. Учебу начал в «Назаровской» школе № 6 по улице Красной, 3, где рядышком и проживал. Затем продолжил в мужской гимназии 2-й ступени, ныне средняя школа № 1. Семья жила очень бедно. С семи лет, как и большинство ребят тогда, занимался сельским трудом. Он работал на ломке кукурузы, резал подсолнух, ходил на промыслы – на каботажный лов, был подручным в кузнице, учеником слесаря, мотористом, помощником шофера. По атлетическому сложению в станице ему не было равных. Отступать не любил, зато удивительно любил победы! Лидерские качества очень помогли Анатолию в жизни. Собственно, только благодаря своей воле, целеустремленности, упорству, выносливости он стал тем, кем стал.

Весной 1920 года части Красной Армии освободили станицу и город Ейск от деникинцев. В Старощербиновской расположился отряд матросов-балтийцев и черноморцев. Двенадцатилетний мальчишка сдружился с моряками. С утра до вечера вместе с другими ребятишками пропадал здесь, слушая увлекательные рассказы о «боях-пожарищах». А когда им разрешали почистить боевое оружие, радости не было предела. Тогда же он увидел над станицей первый самолет.

Около Ейска расположилась авиабаза «красных». Мальчишки часто пешком отправлялись туда. «Моторы, бензин, самолет зажгли мою душу. Я бегал за летчиками по пятам», – вспоминал Ляпидевский, считая этот год одним из самых важных в своей жизни.

В шестнадцать лет он переехал в Ейск. С родителями в это время уже не жил, стал совсем самостоятельным. Здесь, в школе № 2, и окончил Анатолий девятый класс. В 1923 году вступил в комсомол и стал одним из самых активных его членов. Получив задание организовать ячейку Общества друзей Воздушного Флота в Ейске, с присущей ему ответственностью взялся за его выполнение, и вскоре она стала самой активной на Кубани. Затем по рекомендации комсомола он поступил в Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а после ее окончания – в Севастопольскую школу морских летчиков. Учился летать у отличных наставников. Среди них были те, с кем через несколько лет стоял в одном строю первых Героев, – Василий Молоков и Сигизмунд Леваневский. Учеба Анатолию давалась легко. Помогали пытливый ум и любознательность, преданность избранной профессии и спорт. Почти каждый день Ляпидевский поднимался в воздух: сначала на учебном, а затем на боевом самолете. И вот выпускники выстроились в новеньких синих кителях, с «крабами» на фуражках. Им присваивается звание командира Рабоче-Крестьянского Красного Флота. Было это в 1929 году. Анатолия оставили в школе летчиком-инструктором, а через два года он был откомандирован инструктором в Ейск, куда к тому времени передислоцировалась школа морских летчиков.

По характеру веселый, общительный, честный человек, он всегда пользовался авторитетом. Любил спорт. Еще в детстве он крепко запомнил слова военлетов на Ейской авиабазе, которые на просьбу казачат взять их с собою в небо хоть на несколько минут отвечали: «Подрастите, ребята, силенок поднакопите да ловкости. Крылья даются только сильным, физически закаленным людям».

– Сколько себя помню,- вспоминал прославленный летчик,- я всегда был многоборцем в спорте. Еще мальчишкой в станице организовывал турниры по гимнастике. До 25-ти лет регулярно выступал в состязаниях штангистов, по прыжкам на лыжах с трамплина, в лыжных гонках, в беге на коньках. Был чемпионом Балтфлота по волейболу, баскетболу и хоккею с мячом. Считалось честью попасть в сборную по какому-либо виду. Спорт был важной составной частью нашей курсантской жизни, и я точно знаю, что это обстоятельство тоже сыграло важную роль в том факте, что четыре летчика из семи, первыми в стране удостоенные высокого звания Героя Советского Союза,- воспитанники Ейского училища.

В 1933 году Ляпидевский демобилизовался и перешел на гражданскую службу, став рейсовым летчиком, однако эта работа его не очень радовала – все время тянуло на север, настолько сильно впечатляли рассказы полярных летчиков. Поэтому, когда представился случай, он, ни минуты не раздумывая, перешел в авиацию Главсевморпути. Так Ляпидевский оказался на Крайнем Севере в летной экспедиции на Чукотке и однажды получил особо ответственное задание – вывезти людей с трех кораблей, зазимовавших во льдах. Два самолета «Ант-4» доставили на пароходе из Владивостока в бухту Провидения. Здесь он и узнал о дрейфе «Челюскина».

В 1933 году пароход «Челюскин» с научно-исследовательской экспедицией на борту, возглавляемой известным полярным исследователем Отто Юльевичем Шмидтом, совершая рейс по освоению Северного морского пути, был затерт льдами. Несколько месяцев «Челюскин» дрейфовал в Чукотском море, а 13 февраля, во время особенно сильного сжатия, корпус судна лопнул. Вода хлынула в машинное отделение. Пароход затонул, а 104 человека оказались на льдине. Весть о катастрофе всколыхнула весь мир. На следующий день после гибели «Челюскина» была создана правительственная комиссия по спасению отважных первопроходцев. Ее работой руководил заместитель Председателя Совета Народных Комиссаров СССР Валериан Владимирович Куйбышев.
К месту бедствия устремились два срочно отремонтированных ледокола, мчались каюры на собачьих упряжках. Челюскинцы даже собирались идти пешком от льдины до материка, что само по себе было бы безумием. Оставалось надеяться только на самолеты. Три долгие недели люди жили в ожидании чуда. Целая авиационная армада растянулась на огромном пространстве от Иркутска до Ванкарема. Они находились от лагеря Шмидта на разном расстоянии, но ближе всех – наш земляк Анатолий Ляпидевский. В планшете – телеграмма Куйбышева: «На вашей ответственности спасение экипажа и экспедиции «Челюскина».

Нужно выполнить приказ во что бы то ни стало. Но как? Маршруты Чукотки не известны, почти ни у кого нет опыта работы в условиях Крайнего Севера. Самолеты не приспособлены для длительных полетов полярной зимой, моторы отказывались работать, приборы выходили из строя.

Много раз экипаж Ляпидевского делал попытки пробиться к лагерю – тщетно: жестокие морозы, пурга, ветер, отсутствие видимости делали полеты невозможными. И все-таки этот день настал. 5 марта в небе послышался гул тяжелого «Ант-4». Радости зимовщиков не было предела. Но посадочная площадка составляла всего 50 метров в ширину (при необходимости хотя бы 150 метров) и 600 метров в длину, а вокруг ледяные глыбы. Требовалось колоссальное внимание и напряжение, чтобы посадить машину. Он смог! И вот уже на борту первые пассажиры: десять женщин и две крошечные девочки. Взлет. Машина оторвалась ото льда перед самыми торосами.
Всего 24 воздушных рейса совершили летчики ради спасения челюскинцев. Родина высоко оценила подвиг славной семерки: все они стали кавалерами Золотой Звезды, а первым в этом списке – наш земляк, летчик-ас Анатолий Ляпидевский.

После спасения челюскинцев героя ждали земляки в Старощербиновской и Ейске. Отважным спасателям посвящались песни, стихи, поэмы… Мировая пресса и радио расточали похвалы, преклонялись перед ними. На приеме по случаю награждения сам Сталин наполнял вином бокалы летчиков. Кстати, по словам дочери Ляпидевского Александры, вождь снисходительно относился к знакам внимания, оказываемым первому герою и даже «не заметил» шикарный серебристый форд, присланный из Америки в подарок.

Вскоре Анатолий Васильевич поступил в Военно-воздушную академию имени Н.Е. Жуковского на инженерный факультет и в 1939 году окончил ее с отличием. После этого его назначили начальником летной экспедиции Наркомата авиационной промышленности, а в годы Великой Отечественной войны он был заместителем командующего ВВС 19-й армии и начальником полевого ремонта 7-й воздушной армии на Карельском фронте. На его плечах лежала забота о сотнях машин, воевать приходилось в условиях Заполярья. В сентябре 1943 года Ляпидевского отозвали с фронта и назначили директором крупного авиационного опытного завода, а в 1946 году ему присвоили звание генерал-майора авиации. Все послевоенные годы жизни он отдавал развитию, совершенствованию отечественной авиации и приборостроения.

С 1938 года и до самой своей кончины Анатолий Васильевич жил в Доме полярников в Москве. Все эти годы с ним рядом находилась жена Ирина Александровна – верный спутник и надежный друг. Ляпидевский гордился своими детьми: сыном Робертом, которому он дал это имя в честь известного полярного путешественника адмирала Пири, дочерью Александрой и зятем Анатолием Кузнецовым – народным артистом РСФСР, исполнителем главной роли в фильме «Белое солнце пустыни». Родственники вспоминают о нем как о человеке разносторонне одаренном, эрудированном, уделяющем много времени самообразованию. «Не было, пожалуй, ни одного художника или композитора, которого бы он не знал,- рассказывает дочь. – Отец и сам любил петь, читать стихи. У него был абсолютный слух, играл на разных инструментах. Шопена любил больше всего и часто исполнял на рояле его произведения».

Анатолий Васильевич всегда очень трепетно относился к своей малой родине. Не имея возможности бывать на Кубани, он с удовольствием встречался с земляками, которые приезжали в Москву.

Умер Анатолий Васильевич Ляпидевский в 1983 году в возрасте 75-ти лет от страшной, внезапно навалившейся болезни. Его похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве. На могиле установлен бронзовый бюст на гранитном пьедестале с надписью: «Первый Герой Советского Союза Анатолий Васильевич Ляпидевский.1908-1983».
Земляки Анатолия Васильевича, педагоги и ученики школы, в которой он учился, всегда гордились и помнили подвиг героя. Старались поддерживать связь с ним и его семьей. В течение многих лет велась переписка, по сей день продолжается поисково-просветительская работа.

Участники туристско-краеведческого кружка «Щербинка» во главе с руководителем Татьяной Закоморной посещали московскую квартиру Ляпидевского, общались с его женой и детьми, бывали на могиле героя.
Яркий след в ее биографии оставила история жизни Анатолия Васильевича Ляпидевского для педагогической семьи Закоморных. Они много лет собирали материал об Анатолии Васильевиче, рассказывают о нем своим ученикам, в музейной комнате в СОШ № 1 герою посвящена экспозиция.

Из воспоминаний их дочери, председателя Щербиновского отделения российского общества историков-архивистов Елены Жарковой:
«…В далеком 1983 году, 1 сентября, я пошла в первый класс. В тот день торжественная линейка была особенной для жителей всего нашего района. Средней школе № 1 было присвоено имя первого Героя Советского Союза Анатолия Васильевича Ляпидевского. И мне, тогда маленькой первоклашке, вместе с выпускником школы было предоставлено право дать первый звонок.

6 апреля 1989 года, вместе с основателем нашего музея Марией Митрофановной Постернак и старшим товарищем Виктором Колесниковым, мы открывали памятную доску на доме, где жила семья Ляпидевских в нашей станице по ул. Красной, 17.
А следующее событие, которое состоялось еще через много лет, осталось в доброй памяти на всю жизнь. 23 марта 2003 года, в год и в день 95-летнего юбилея Анатолия Васильевича Ляпидевского, в составе делегации Щербиновского района, будучи тогда директором Старощербиновского историко-краеведческого музея, вместе с Татьяной Николаевной Закоморной – руководителем туристско-краеведческого кружка «Щербинка» и членами этого объединения мы побывали в семье нашего земляка в Москве. В теплой дружественной обстановке нас встречали внук А.В. Ляпидевского Василий, дочь Александра Анатольевна и жена Ирина Александровна.

Мы побывали в рабочем кабинет Анатолия Васильевича, в котором все оставалось, как при его жизни. Множество фотографий, памятные подарки и сувениры, рабочие документы говорили о выдающейся судьбе нашего земляка. Растрогали до глубины души часы, которые остановились, когда перестало биться сердце героя. Родные были тронуты бережной памятью щербиновцев о дорогом и близком для них человеке.
В тот памятный день на могиле Анатолия Васильевича на Новодевичьем кладбище в городе Москве в знак признательности от благодарных земляков мы возложили цветы и горсть нашей кубанской земли. Вечная память и вечная благодарность Анатолию Васильевичу Ляпидевскому за вклад в победу в Великой Отечественной войне, за неоценимый вклад в отечественную авиацию, за спасенных челюскинцев, за сотни боевых самолетов и самолетовылетов, за МиГи, за «Царь-бомбу», за все, что он сделал для нашей Родины…».