Наедине со своими эмоциями

689

Эмоции играют важную роль в жизни человека. Умение управлять  ими – качество, которое необходимо вырабатывать каждому.

Эмоции – это психические процессы, отражающие личную значимость внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Простыми словами это ситуативное проявление душевных переживаний, это внутренний отклик на происходящие события, реакция.

Современный изменчивый мир предлагает чрезвычайное разнообразие событий влияющих на эмоциональное состояние человека, формируя в каждом определенные нормы поведения и мотивы деятельности. Взрослому человеку в этом плане проще.

Подростковый возраст – одна из самых сложных и уязвимых стадий развития в жизни человека. Высокая эмоциональная чувствительность и реактивность делает подростков заложниками захватывающих их эмоций. В этот период они демонстрируют очень острое восприятие всего происходящего, испытывая трудности в осознании своих переживаний, неспособность рационально мыслить, а также контролировать и управлять своими реакциями. Важно помочь подростку разобраться с  происходящими с ним состояниями, ведь если не уделять должного внимания своему эмоциональному состоянию, возможно возникновение таких эмоциональных нарушений как беспокойство,  гнев, депрессия.

Не всеми эмоциями управлять можно, но свои способности к управлению эмоциями можно развивать, если поставить себе такую задачу.

В состоянии повышенной эмоциональной напряжённости необходимо соблюдение некоторых правил управления своими эмоциями и эмоциями других людей.

  1. Уважайте выражения чувств других людей. Многие родители возмущаются, почему взрослая дочь или сын не рассказывают о тех проблемах, которые возникают у них в отношениях с друзьями, о своих переживаниях. Часто причина в том, что поспешные советы и указания на неправильность поступков детей уничтожают желание делиться с родителями своими чувствами.
  2. Наберитесь терпения. Один из признаков зрелости – умение предоставить другим возможность выразить эмоции, не обижаясь.
  3. Эмоционально поощряйте только желаемое для вас поведение собеседников. При любой возможности поощряйте позитивные шаги других, но игнорируйте попытки добиться вашего внимания.
  4. Отойдите от негативной борьбы за власть. Нередко люди для поднятия своей низкой самооценки пытаются получить над вами власть. Как только вы выявите подобные попытки, просто отойдите в сторону, поскольку как конфронтация, так и сдача позиций подкрепляют негативное поведение.
  5. Нейтрализуйте желание отомстить. Как правило, оно проистекает из чувства глубокой обиды. Подумайте, как вы можете убедить другого в том, что вы уважаете его самого и его нужды. Пытайтесь избежать чувства обиды и постарайтесь не отвечать тем же.
  6. Избегайте упрёков и критики. Сконцентрируйтесь на положительном, – не теряете времени на разговоры о том, что мир плох и ничего в нём изменить нельзя.

Предложите подростку вести дневник, где он будет записывать свои эмоциональные переживания  и события, связанные с ними. Пусть подросток иногда их перечитывает. Это поможет ему спустя некоторое время убедиться в том, что не все так плохо. Некоторые записи ему покажутся смешными, а какие-то помогут справиться с новой ситуацией.

Учитесь управлять своими эмоциями.

 

Психолог отделения помощи семье и детям ГБУ СО КК «Щербиновский КЦСОН» Надежда Александровна Куфилова.