Предваряя работу, спикер ЗСК напомнил присутствующим, что одной из причин, тормозящих рост органического сельского хозяйства в мире, является отсутствие подходящих земельных ресурсов. И в этом плане у России большие перспективы. Он также напомнил – потребность в экологически чистой продукции сегодня достаточно высока и это открывает перед Кубанью и страной в целом дополнительные возможности в расширении экспорта.
«Краснодарский край входит в тройку лидеров по числу сертифицированных по международным стандартам производителей органической продукции. Мы первыми в стране приняли краевой закон об органическом земледелии. И он созвучен с поручениями Президента и губернатора по созданию комфортных условий для развития этого важного направления в АПК и обеспечению внутреннего рынка отечественными экологически чистыми продуктами питания», – подчеркнул Юрий Бурлачко.
Докладчик – министр сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края Федор Дерека – сообщил, что из 45 российских сельхозпроизводителей, сертифицированных по международным стандартам органического земледелия, семь зарегистрированы на Кубани. С июля 2019 года – времени принятия ЗСК профильного закона – данные агропредприятия вырастили более 845 тонн экологически чистого картофеля, около 800 тонн озимого лука, свыше двухсот тонн чеснока. Кубанские прилавки пополнились и другими видами «зеленой» продукции, такой, как свекла, морковь, тыква, арбузы и чайный лист.
В соответствии со «Стратегией 2030» региональный Минсельхоз является ответственным исполнителем в части разработки краевой программы «Флагманский проект «Кластер экологизированного АПК» с глубокой умной проработкой». Этот документ включает в себя все направления развития агропромышленного комплекса, отражает цели и задачи, поставленные главой государства и «Стратегией 2030».
Как отметил министр, производство эко-продуктов перспективно для малых форм хозяйствования. По его словам, для дальнейшего развития на Кубани органического сельского хозяйства важно разработать механизмы поддержки отрасли из краевого бюджета, предусмотрев при этом соответствующие региональные экономически значимые программы по оказанию помощи фермерам, мелким и средним сельхозпроизводителям, а также предпринимателям, занимающимся выпуском органических удобрений.
По мнению вице-спикера ЗСК, председателя аграрного комитета Александра Трубилина, принятие краевого профильного закона позволило сделать важный шаг на пути превращения Кубани в житницу эко-продуктов. При этом, уточнил парламентарий, фундаментальной составляющей органического земледелия в регионе по-прежнему является плодородие почв.
Аграрным комитетом ЗСК в данном направлении ведется постоянная работа, обновляется и совершенствуется законодательство. Так, в феврале этого года принят документ, регулирующий уровень содержания гумуса в черноземах Кубани. В следующем месяце планируется принять во втором чтении законопроект, направленный на повышение эффективности госучета показателей состояния плодородия почв.
«В текущем году нами была поддержана инициатива губернатора по внесению изменений в закон о предоставлении юрлицам земельных участков для реализации масштабных инвестпроектов в сфере экологизированного АПК. Одной из целей данной инициативы является достижение национальной задачи по сохранению здоровья путем создания условий для производства высококачественной, конкурентоспособной, брендированной кубанской продукции», – сказал депутат.
В ходе обсуждения спикер ЗСК попросил главу регионального Минсельхоза поделиться своим видением организации процесса сбыта фермерских эко-продуктов. Федор Дерека заверил руководителя краевого парламента, что с их реализацией проблем не будет, поскольку на такое продовольствие спрос есть всегда. По словам министра, «зеленую» продукцию можно будет продавать через специализированные торговые сети.
По итогам совещания депутаты приняли резолюцию. В ней они рекомендовали кубанскому Минсельхозу включить в проект закона о краевом бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов финансирование производителей органической продукции. Для этого аграрному ведомству необходимо сформировать соответствующую потребность в деньгах, которые пойдут на оказание помощи субъектам АПК. Совместно с краевым Минфином Минсельхозу предстоит также предусмотреть на 2022-2024 годы в региональной госпрограмме развития села бюджетные средства на реализацию мер государственной поддержки фермерам.