Следуя правилам, не нарушая обычаев и традиций

1

Открытие очередного охотничьего сезона будет 57-м в моей охотничьей жизни. Охота дарит замечательную возможность отдохнуть душой и телом на лоне природы, испытать радость от общения с ее обитателями.

Но то, что творится в этой области в наши дни, не может не вызывать горечь и тревогу. Сюжет, показанный в июне по ТВ, всколыхнул охотничью общественность: на границе с Китаем задержали груз, состоящий из 1040 медвежьих лап, множества губ лосей, шкур рыси и органов других животных. Трудно даже представить, на скольких тысячах квадратных километров поголовно истреблен многовековой символ России – медведь. И делают это наши же российские охотники! Я говорю мы, так как и я, и мои товарищи, и многие из тех, кто считает себя правильными охотниками, своим бездействием, непротивлением способствуем тому, что зло, поправ всякие общечеловеческие ценности, расползается все шире.

 


Поэтому в охотничьей тематике все чаще затрагивается наисложнейшая составляющая человеческого бытия – нравственность, влияющая на традиции, обычаи и охотничью этику. Это особенно важно для современного российского общества, где влияние культуры, нравственных норм ослаблено до предела. А так как любительская охота – часть национальной культуры, то и отношение к ней соответствующее.

 

Изъятие угодий у общественных охоторганизаций, непомерно высокие поборы за охоту, невразумительное охотничье законодательство, вседозволенность и уверенность в своей безнаказанности представителей власть и деньги имущих обострили проблему браконьерства как никогда. Идет мощнейшая атака на общества охотников, к которой, не задумываясь о последствиях, присоединяется и часть рядовых охотников. Хочется сказать им: не обольщайтесь, в частных и коммерческих хозяйствах нас никто не ждет. В этом можно убедиться, прочитав, к примеру, публикацию об охотхозяйстве некоего новоявленного «дворянина» — владельца 140 тысяч га охотничьих угодий.

Естественно, возникает вопрос: что же делать, как возродить хорошие традиции и обычаи русской охоты? И ответ однозначен: начинать надо с себя. Своими поступками, поведением мы должны очищать от зла доброе имя российского охотника, не закрывать глаза и не оставаться равнодушными, разумно «снимать урожай» охотничьей фауны без ущерба для природы, не загаживать ее и не создавать неудобств другим охотникам. Охота будет таковой, когда в нашу кровь и плоть войдет понятие «праведная охота». Она основывается на правилах ее ведения, знаниях о природе и животном мире, опыте отцов и дедов, традициях, обычаях и этике охоты. Но, к сожалению, надо отметить, что нынешний закон «Об охоте» не дает оснований для оптимизма в деле установления какого-либо порядка в этом вопросе.

Тем не менее человек устроен так, что, задумываясь о смысле жизни, всегда мечтает о справедливом устройстве общества, пытается как-то изменить жизнь к лучшему в надежде увидеть «свет в конце тоннеля». И таких большинство. Они, не побоюсь высокого слова, соль земли, и охотники – частичка этой соли и самые неис-правимые оптимисты, которые никогда не предадут своего увлечения и всегда будут поступать по совести. В это хочется верить, так как у простых людей, и охотников в их числе, есть обостренное чувство справедливости. Оно сильнее всех надуманных законов и правил.

В заключение приведу слова писателя и охотника Г. Семенова: «Охота – это, прежде всего, любовь, постоянное горение сердца, никогда не сбывающаяся мечта, таинственное и неукротимое стремление к свободе духа, к путешествию и конечная цель которого – обретение себя в круговерти жизни».